Гештальт-терапия

Арт-терапия

Арт-терапия

Взаимодействие с растениями, как инструмент арт-терапии в рамках гештальт-подхода.

Рисунок

Икебана – сочетание двух иероглифов,
где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».

Я взялась за эту тему, потому что когда-то в тяжёлый период моей жизни, занятия икебана помогли мне в буквальном смысле слова выжить и сохранить вполне трезвый рассудок. И я думаю, что, если это помогло мне, значит, может помочь и кому-то ещё. Я занималась икебана довольно серьёзно на протяжении десяти лет, являюсь преподавателем икебана школы Согэцу и пробую знания и опыт, полученные в этой области интегрировать в терапевтический процесс.

Я глубоко убеждена, что соприкосновение с растениями, если воспринимать их с точки зрения икебана, погружает человека в возможность другого способа проживания момента и себя в моменте.

Само слово Икебана, написанное на японском – это сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять». И буквальный перевод слова икебана звучит, как «вторая жизнь цветов».

Основная философия искусства икебана в том, что растения воспринимаются не как бездушный строительный материал для воплощения какой-то конкретной идеи, а как субъекты, обладающие своей энергией и характером.
И задача мастера икебана увидеть качества, присущие растениям, и, создавая свою, неповторимую картину мира, дать растениям возможность проявиться в композиции во всей полноте их свойств и качеств.

Своей философией искусство икебана во многом обязано дзен-буддизму, в котором ветка растения или цветок приобретали особое значение – рассматривались, как возможность приобщиться к созерцанию, сосредоточению, размышлениям о сущности вселенной, природы и её единстве с человеком. Благодаря такому взгляду на растения, создание и разглядывание композиции икебана – становится, как мне кажется, одним из способов замедления, который помогает лучше услышать и почувствовать себя. Замедление некоторым клиентам даётся с большим трудом, а взаимодействие с растениями становится таким своеобразным инструментом, который помогает в этом процессе.

Школа дзен-буддизма включает в себя несколько базовых аспектов. Я назову те из них, которые, как мне кажется, перекликаются со взглядами гештальт-подхода.
— Передача знания происходит от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
– Отсутствует абсолютной авторитетность текстов. Первичным признаётся опыт и практика.
— Передача учения происходит несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых могут казаться бессмыслицей.

Последователи дзен-буддизма следуют некоторым принципам действия и восприятия реальности. И они, на мой взгляд, тоже близки принципам гештальт-подхода.

  • Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» — максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
  • Действовать, а не только философствовать, — призывал своих учеников Бодхидхарма.
  • Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
  • Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.

На мой взгляд, если приступать к взаимодействию с растениями, опираясь на эту философию, и быть внимательным к своим телесным ощущениям, можно много, чего заметить, почувствовать, прожить и осознать.

Когда мы исследуем растение, у нас задействованы зрение, осязание, обоняние, иногда и слух: например, листья могут шуршать, гладкие стебли могут издавать звук, если по ним проводить рукой и т.д.

Запахи, тактильные ощущения и звуки способны, минуя осознавание, погружать нас в переживания, к которым мы часто не рискуем прикасаться осознанно. И тогда взаимодействие с растением становится таким своеобразным мостиком, который даёт возможность прикоснуться к каким-то неосознаваемым частям себя.

Я придумала мастерскую, в которую растения были включены, как проективный материал. Я проводила её среди психологов и студентов гештальт-институтов, все понимали, что это проекция, и, тем не менее, это работало. Я проводила её четыре раза, в общей сложности в мастерской приняли участие около 90 человек.

Цель мастерской состояла в том, чтобы осознать свои проекции, увидеть игнорируемые части себя, а если удастся, и присвоить какие-то из них. Здесь я, к сожалению, не могу предоставить вам возможность проверить это на себе, но могу привести некоторые отклики участников мастерских. (Я получила согласие участников использовать их отклики в исследовании и написании работ).

ОТКЛИКИ

— «…Красивые и яркие привлекали внимание, вызывали интерес и чувство восторга, но подержав их в руках, чувства угасали и сходили на нет. Мое внимание привлек плотный зелёный лист на упругом толстом стержне. Я соприкоснулась с ним и лист ожил. Он стал опорным, поддерживающим, укрывающим от дождя и солнца, заботливым. Так я соприкоснулась с одной из частей себя. Заботливой, оберегающей, поддерживающей. Я смогла отчётливо увидеть и присвоить проекцию мягкой, заботливой, любящей мамы».

— «Я сначала схватила большой жёлтый цветок, я его ещё издалека приметила, поняла, что их мало, и надо быстро успеть. А потом ходила с ним и понимала, что это не моё, что я не знаю, что мне с ним с ним делать. И в этот момент я поняла, что у меня так и в жизни бывает».
В время работы я заметила, что сам процесс выбора растения оказался, если так можно сказать, «терапевтичным» не только для этой девушки. Было несколько случаев, когда участники на этапе выбора встречались с неожиданными переживаниями.

— «Смотрю на красный, и думаю, он красивый, но он не мой. Или другими словами – не я) А выбрала вот этот беленький, маленький. как же он прекрасен, и запах, и это было какое-то невероятное чувство. А когда мы группой начали, я попробовала что-то необычное для себя. …не бежать. Не конкурировать, я попробовала стоять, соединилась, как будто, с этим цветком. Он не бежит впереди, просто позволяет себе быть нежным и красивым существом. И я стояла. Просто стоять, никуда не идти и ничего не делать. Это было что-то новое для меня.
В групповой работе я помню это чувство, что я уже не одна, я в какой-то композиции, и я там занимаю своё место, меня не выгоняют, не отталкивают. Пришло ощущение безопасности. …если бы я сейчас о себе рассказывала, я бы так не рассказала, а вот про цветочек как-то легче… Сказать, что ему хочется занять своё место в жизни, что он такой нежный… Когда себя ассоциируешь с ним, легче сказать., какая ты хрупкая, как и чего хочется, чего не хочется. Легче прикоснуться к себе, когда говоришь об этом, как о цветочке. … потому что я свои эти части вообще не особо присваиваю себе».

— «Я выбрала ветку сирени, с едва проклюнувшимися, листочками и набухшими почками. Выбрала сразу, не раздумывая, как будто точно знала, что ветка для меня. Под внешней, грубой, невзрачной, тусклой и серой оболочкой очень много силы, твёрдости, мощи и в то же время нежности, изящества и красоты! Моя веточка оказалась для меня совершенством в своей простоте! Это очень похоже на меня. Под внешней невзрачностью много силы и нежности, которую я не всегда вижу и принимаю. После мастерской было много теплоты и желания заботиться об этой веточке и о себе».

— «Меня удивило, как выбрался цветок, совершенно неожиданно, когда я стала его описывать, я поняла, почему я его выбрала, так интересно столкнуться с тем, чем тебе запрещено быть, нельзя такой быть. Я в близком кругу могу, но не в обществе… И когда надо было побыть в роли этого цветка, я поняла, ну вот и всё, и всё,… как же мне тяжело такой быть.
— Какой нельзя такой быть?
— Мне надо было быть яркой рыжей георгиной, я вначале и взяла её, а потом такое отвращение, думаю, нет, нет…. Буду искать, кем я хочу быть…. И стала искать прямо телом, трогала, нюхала, И в результате выбрала вот этот, такой нежный и неброский».

— «Я быстро очень выбрала ёлку, практически сразу… какая-то такая актуальная для меня история – возможность себя защищать… И заметила, что гораздо легче идти в контакт, взаимодействовать, зная, что я могу себя защитить, тогда безопасно, … а когда мы делали общую композицию, мне было окей, что я оказалась в центре, и потом вокруг сформировалось … и мне было безопасно и комфортно, быть такой колючей».

На этих примерах мы видим, что взаимодействие с растением становится инструментом, который даёт возможность соприкоснуться с глубинными переживаниями через телесный опыт и приобрести в процессе этого взаимодействия ещё и новый опыт.

Я думаю о том, что когда человек взаимодействует с растением, у него, вроде бы, очень много власти: отрезать, согнуть, наклонить, определить место в композиции…

Если попробовать в этом процессе, не только самому влиять на растения, но и отдаваться их влиянию, можно испытать много необычных переживаний.

Вспомним работу Мартина Бубера «Я и Ты», в которой он говорит о моделях взаимодействия Я–ТЫ, и Я–ОНО. Я–ТЫ это взаимоотношения двух субъектов, а Я–ОНО, отношения, когда второго я воспринимаю, как объект. Настоящий Диалог, по мнению Бубера, возможен только в отношениях Я–ТЫ. И хочу напомнить гештальтисткое представление о диалоге, основанное на идее Бубера…. Диалог, это событие, в котором участвуют два субъекта, и в процессе Диалога, как он понимается в гештальт-подходе, изменения происходят в каждом из участников диалога. В отличие от модели взаимодействия субъект – объект, когда есть только один субъект, и только он оказывает влияние, а сам влиянию не подвержен.

Приведу несколько строк из работы Мартина Бубера:
«Я смотрю на дерево. Я могу воспринять его как зрительный образ…. Я могу ощутить его движение: струение соков по сосудам… Я могу отнести его к определённому виду деревьев и рассматривать, как экземпляр этого вида… Я могу так переусердствовать в мысленном отвлечении от его неповторимости, … что увижу в нём лишь выражение закономерностей… При этом дерево остаётся для меня объектом, ему определено место в пространстве и отпущен срок жизни, оно принадлежит к данному виду деревьев и обладает характерными признаками. Однако по воле и милости может произойти так, что, когда я гляжу на дерево, меня захватывает отношение с ним, и отныне это дерево больше уже не ОНО. Сила исключительности завладела мной».

Что-то похожее происходит, когда с растениями взаимодействует человек, проникнувшийся философией икебана.

Не просто набор растений, а настоящая композиция случается, если мы не только влияем на растения, но и позволяем себе отдаваться их влиянию. И в работе, если происходит взаимное влияние между терапевтом и клиентом, терапия случается…
Отдаться влиянию другого человека для кого-то может быть сложно, рискованно, есть опасения, что это может разрушить или совсем поглотить.

Отдаться влиянию растения более безопасно… В качестве иллюстрации ещё один отклик после мастерской:

«Мне хотелось нюхать цветы, прикасаться к ним руками. Было интересно взаимодействовать с участниками через прикосновения к тем цветам, которые они выбрали.
Хотелось прикасаться лицом к растениям разной фактуры что ли. Это было очень интимно, но, с другой стороны, очень безопасно — потому что это не руки и не тело, а всего лишь цветы… Для меня это было самое яркое впечатление — групповое взаимодействие без слов, но с тактильными ощущениями. Очень безопасно и можно было позволить больше, чем если бы просто ходили и разговаривали, когда встречались».

Этот и другие похожие отклики — яркое подтверждение моего предположения, что взаимодействие с растением может стать своеобразной ступенькой на пути к диалогу с человеком, если понимать Диалог, как событие, в котором и я влияю на другого, и со мной что-то происходит под его влиянием, и я не игнорирую, этот процесс.

У меня есть ещё несколько идей, как именно включать взаимодействие с растениями в терапию, чтобы это помогало сформулировать запрос к психологу, решать проблемы с самооценкой и уверенностью в себе, эмоциональным выгоранием, чувством подавленности, довольно тяжёлым состоянием, когда беспокоят страхи и фобии и т.д. и т.п.

Но эти мысли пока ещё совсем сырые и почти не опробованы на практике…. Поэтому сегодня остановлюсь здесь, но я продолжу в следующих текстах рассказывать о своих исследованиях в этой теме. Предлагаю вам посмотреть запись онлайн встречи, на которой я рассказала чуть больше, чем в этом тексте. На этой встрече я не только рассказывала, но показывала фотографии композиций мастеров икебана, которые помогают проникнуться духом икебана и прикоснуться к этому искусству. Надеюсь, вы не только узнаете что-то новое, но и получите эстетическое удовольствие.

Встречу можно посмотреть по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1QTMLp4Gr96IGKLc9CDNJSz9kultIuEB3/view